Оглавление
Перед каждой современной IT-компанией рано или поздно возникает задача анимации страниц. На дворе 21 век и по-другому никак. В зависимости от степени тривиальности задачи, мы всегда стараемся найти библиотеку (или решение), предоставляющую максимальный спектр возможностей.
При этом полученный опыт настойчиво подсказывает нам одно простое правило: стандартное — значит, лучшее. Как минимум, в большинстве случаев. Мы многократно сталкивались с ситуациями, когда оптимальное решение буквально лежит под боком. Поэтому давайте будем двигаться от простых задач к сложным, требующим подключения дополнительных библиотек. Ведь наша цель — не только качественная анимация, но и оптимизация бизнес-процессов.
Далее мы рассмотрим основные технологии создания анимации, выделим их ключевые особенности и приведем примеры использования.
1. CSS анимация
CSS transitions
Его основное отличие от классического CSS animations состоит в том, что он применяется для переходов. То есть анимируется один раз. Что это значит?
К примеру, мы указываем некоторое свойство, которое будет анимироваться с помощью специальных CSS-правил. При изменении этого свойства, браузер обработает анимацию, но только один раз. Если же нам надо анимировать определенное, вплоть до бесконечности, количество раз, на помощь приходит CSS animations. Здесь мы приведем небольшой стандартный пример. Более подробно вы можете ознакомиться с ним в этой статье.
Вообще возможность связывать анимации с использованием CSS transition можно посредством обработчика на событие transitionend. Но мы этого делать не рекомендуем, так как keyframes (css animation) намного проще в использовании.
Через transition-property мы указываем, какое свойство будет анимироваться. В нашем случае это background-color.
Далее transition-duration указывает на продолжительность анимации (3 секунды).
Теперь любое изменение фонового цвета у этого класса будет анимироваться в течение 3 секунд. Также заметим, что через ключевое слово transition можно указать через пробел все параметры по порядку. Их мы рассмотрим ниже.
Transition-property — здесь можно указать почти любое CSS свойство, например, margin-left, padding-right, opacity и т.д.
Transition-duration — продолжительность анимации, задается в s (секундах) или ms (миллисекундах).
Transition-delay — время задержки анимации.
Transition-timing-function — временнáя функция, определяющая как процесс анимации будет распределен во времени. Например, будет ли она постепенно ускоряться или замедляться. Самые популярные параметры: ease, ease-in, ease-out, ease-in-out. Также упомянем функцию steps (количество шагов[, start/end]), которая разбивает нашу анимацию на четкое количество шагов. Она используется в основном для исключения плавных переходов (пример: счетчик чисел).
Пример:
CSS animation
Заканчиваем с простыми анимациями и переходим к технологии CSS animation. Что она собой представляет и в чем ее отличия?
Сложные анимации создаются объединением простых с помощью CSS-правила @keyframes. В нем мы задаем «имя» анимации и правила: что, откуда и куда анимировать. Правило @keyframes содержит имя элемента, связывающее его с блоком объявления элемента. Keyframes кадры создаются с помощью ключевых слов “from” и “to” (эквивалентны значениям 0% и 100%) или с помощью процентных пунктов. Их количество не ограничено: задавайте сколько угодно. Также можно комбинировать ключевые слова и процентные пункты. Если кадры имеют одинаковые свойства и значения, их можно объединить в одно объявление:
Если кадры 0% или 100% не указаны, то браузер пользователя создает их, используя вычисляемые (первоначально заданные) значения анимированного свойства. Если у двух ключевых кадров будут одинаковые селекторы, то последующий отменяет действие предыдущего.
Затем при помощи свойства animation: эта анимация подключается к элементу: задаются ее имя, время, дополнительные параметры и способ их применения.
Пример:
— (1) Имя анимации. Тут мы можем указать любое имя, соответствующее нашему имени в @keyframes. По сути оно будет обращаться туда. В приведенном примере мы указали все параметры в одну строчку. Для уточнения добавим: последний alternate указывает на то, что каждый раз анимация будет менять свое направление.
— (2) В @keyframes блоке мы указываем способ анимации. В данном случаем это будет смещение на определенное число пикселей.
Animate.css
Случаются моменты, когда нам предстоит применять нестандартные переходы, включающие в себя несколько простых анимаций. К счастью, их не приходится писать вручную. Существуют готовые эффекты под стандартные задачи. К примеру: мерцание, появление сверху/снизу, и т.д. С полным списком таких эффектов можно ознакомится здесь.
Теперь о том, как они будут выглядеть на практике. Установка и подключение описывается на официальном сайте. Здесь же мы остановимся на кратком описании использования Animate.css.
Для ее применения к элементу (разумеется, после установки), должны быть добавлены два класса: animated и любой другой на выбор — именно он определяет какую анимацию мы используем. На JQuery это будет выглядеть примерно так:
Если вы хотите заточить анимацию “под себя”, можно настроить и другие параметры (время исполнения, задержка и т.д.).
Пример:
2. React анимация
Этот пункт будет интересен, в первую очередь, пользователям React. Откровенно говоря, сначала мы его недооценивали. В итоге же стандартная библиотека React существенно упростила нам жизнь.
Чем же она оказалась полезной? Ответим на этот вопрос небольшим обзором двух API для анимации.
ReactCSSTransitionGroup
Небольшой пример, как это выглядит:
Как видите, ReactCSSTransitionGroup оборачивает элемент, который мы собрались анимировать. В transitionName мы присваиваем имя нашей анимации.
Примечание! Распространенная ошибка: выносить ReactCSSTransitionGroup не в рендер самого компонента, а в отдельную функцию. Так оно не работает!
Пример:
Мы можем отлавливать жизненное состояние нашей анимации даже в стилях. Имеется в виду отслеживание того, на каком этапе она находится.
Первый этап (1) — это наше начальное состояние. Далее с помощью уже готовых классов, добавленных к названию анимации, мы определяем, как именно будет меняться состояние элемента в следующий момент.
Далее (2) мы задаем начальное состояние для момента: когда элемент будет удален из DOM дерева и как именно будут меняться его стили перед удалением.
ReactTransitionGroup
Также встречаются задачи, когда жизненный цикл анимации надо контролировать непосредственно в самом js коде. На то существуют разные причины. Например, как и в случае ReactCSSTransitionGroup, присвоение стилей не всегда подходит. На помощь приходят жизненные циклы анимации.
Да, это очень похоже на методы жизненных циклов самого React. Здесь используется похожий подход. Перед вами методы из официальной документации:
componentWillAppear() — вызывается в том же время, что и componentDidMount(), при этом блокируя остальные анимации. Выполняется только при первичном рендере TransitionGroup.
componentDidAppear() — вызывается сразу после отработки componentWillAppear(). Вызов происходит с помощью callback функции, переданной в вызванный componentWillAppear().
componentWillEnter() — срабатывает в том же время, что и componentDidMount(), похожа на componentWillAppear(), но в отличии от него не вызывается при первичном рендере элемента.
componentDidEnter() — вызывается сразу после отработки componentWillEnter().
componentWillLeave() — вызывается в тот момент, когда элемент был удален из ReactTransitionGroup. Но он все еще будет виден, так как ReactTransitionGroup придержит его до вызова callback.
componentDidLeave() — вызов происходит сразу после отработки callback функции componentWillLeave(). Срабатывает в то же время, что и componentWillUnmount().
Предлагаем ознакомиться с примером, реализованном на одном из наших проектов.
Задача: Анимировать пункты таблицы таким образом, чтобы при выпадении всего списка, каждый из них появлялся плавно один за другим. Приводим небольшой кусок кода:
Пока все просто: мы оборачиваем в TransitionGroup то, что анимируется. Чтобы это дало свой эффект и TransitionGroup мог отловить момент, когда наш child элемент появился или исчез из DOM дерева, нам следует поставить флаг (2) isOpenedMenuItemWorks.
Далее посмотрим на манипуляции, которые происходят в самом анимируемом компоненте FadeUpContainer.
Пример показывает, что все child компоненты, находящиеся внутри TransitionGroup, получают в свое пользование методы жизненного цикла для анимации. В данном случае методы componentWillEnter() и componentWillLeave().
В приведенном примере мы использовали библиотеку для анимации gsap. Очень рекомендуем ознакомиться с ее документацией. Эта библиотека позволяет решить массу проблем, связанных с анимацией. Главная особенность ее использования в том, что мы должны дать функции (здесь TweenMax) ссылку на анимируемый элемент.
Догадаться, какие параметры в функции TweenMax и за что отвечают совсем нетрудно. El ссылка на элемент, время исполнения, начальное состояние, конечное состояние + callback + время задержки.
3. Продвинутое использование библиотек для анимации при скроллинге
В этой части статьи мы расскажем о библиотеках, с которыми приходилось сталкиваться на практике. На сегодня — это WOW.js и AOS animate.
Между ними нет существенной концептуальной разницы. Обе анимируют при скроллинге. Обе используют для анимации готовые классы animate css. Но все же имеется и одно принципиальное отличие. В AOS можно определить свои классы для анимации, тогда как WOW использует только готовые animate.css классы. Именно поэтому мы решили сконцентрироваться на AOS (в использовании WOW на него очень похож).
Для того чтобы AOS заработал, его надо добавить глобально.
Пример:
В принципе все. Можно смело использовать.
А вот еще одна задача: анимация счетчика чисел в определенной части страницы при скроллинге.
Вывод
В заключение отметим, современные технологии предлагают широкий спектр решений для реализации анимаций. Остается лишь подобрать оптимальный вариант под поставленную задачу. Если вам нужна высокая производительность и максимальная гибкость, при отсутствии сложных требований — используйте CSS анимации. В случае сложных требований лучшим выбором станут javascript-based анимации. С ними вы можете реализовать практически любую задачу. Причем, с легкостью и без заметных потерь в производительности.
Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться ею в социальных сетях. Всем хорошего дня!