Оглавление
Рано или поздно все Android разработчики сталкиваются с необходимостью создания элементов UI. Тривиальная, на первый взгляд, задача зачастую требует колоссальных усилий и стоит жизни тысячам нервных клеток.
А сейчас мы зададим провокационный вопрос. Что если XML не является единственным решением для разработки макетов? И что если существуют более эффективные и удобные решения? Какие именно — спросите вы. А вот хотя бы Android Anko. В этой статье мы поговорим о его особенностях и преимуществах.
Android Anko — что это?
Anko — это доменная библиотека для языка программирования Kotlin. Она поставляется с массой удобных функций, упрощающих разработку под Android.
Anko призван решать конкретные задачи предметной области. Библиотека основывается на функциях расширениях и типо-безопасных билдерах. В результате мы получаем простые и организованные процессы разработки и счастливых разработчиков, которые пишут лучший код. Ну а лучший код повышает стабильность и продуктивность приложений.
В общем, вы поняли. А теперь — к конкретике. Почему же стоит отказаться от XML в пользу Android Anko? Выделим несколько причин:
- XML is not typesafe
- XML is not null-safe
- Anko позволяет вам писать фактически один и тот же код для каждой компоновки
- XML анализируется устройством, тратя ресурсы процессора и батареи
- XML не позволяет использовать код повторно (видимо, это самый большой недостаток).
Плюсы и минусы
А теперь давайте сравним работу с XML с работой Android Anko и проанализируем все плюсы и минусы.
UI в коде
Он намного проще. Без Anko написать описать UI элементы в коде можно следующим образом:
Переписываем этот же код с использованием Anko:
Выглядит более изящно, не так ли?
Плюсы: меньше кода, лучше читаемость.
Стандартный XML и inflate против создания layout в коде
Создав XML разметку, вы вызываете setContentView(R.layout.main), стартуя инициализацию. С Anko же вам не нужен XML и даже setContentView() (если вы используете Activity) — все это вы делаете в коде:
Плюсы — выше скорость инициализации, удобные функции настройки визуальных параметров, возможность переиспользовать готовые куски кода и элементы.
Минусы — плохая читаемость по сравнению с XML, создание разметки происходит вслепую.
Возможность просмотреть preview созданной разметки все же существует. Для этого вам потребуется Anko layouts plugin. Однако, чтобы увидеть изменения, придется каждый раз пересобирать проект.
Отделение UI компонентов от кода класса
В случае использования XML — это UI. А классы — это логика их отображения. Используя Anko, вы можете разделить данные категории, применив AnkoComponent:
Плюсы — модульность.
Layouts and LayoutParams
При использовании XML, позиционирование виджета внутри контейнера происходит старым добрым способом:
Используя Anko, вы можете настроить виджет таким образом:
Отметим также несколько удобных вспомогательных свойств:
- horizontalMargin устанавливает левое и правое поля
- verticalMargin устанавливает верхнее и нижнее поле
- margin устанавливает все четыре поля одновременно.
Listeners
Мы можем назначить обработку касания различными способами — в коде, в XML или, например, используя Data Binding. Несомненным преимуществом Anko является возможность писать асинхронный код внутри обработчиков.
Такая возможность появляется, благодаря поддержке coroutines — экспериментальной фиче от разработчиков Kotlin.
Также благодаря Anko, можно “скрывать” callbacks из listeners. Речь идет об изменениях, которые для нас не важны. Например:
Можно поменять на:
Плюсы — сокрытие ненужных пустых методов, асинхронное выполнение.
Минусы — необходимость изучить coroutines.
Include tag
С помощью Anko вы все еще можете вставить свой XML layout в DSL.
Плюсы — это удобно.
Применение
О плюсах и минусах библиотеки Android Anko можно говорить довольно долго. Но куда лучше испытать ее на практике и сложить собственное мнение.
Итак для начала разработки на Anko, вам понадобится добавить следующие зависимости:
Так как на сегодняшний день constraint layout является наиболее предпочтительным способом организации UI элементов, приведем пример Anko с его использованием:
По сути, при построении constraint layout на Anko, нам следует помнить о трех важнейших вещах.
Обращение к свойствам происходит внутри View элемента:
Layout параметры применяются к самому элементу:
Привязка элемента происходит через connect:
Вывод
На сегодняшний день библиотека Android Anko вызывает неоднозначное отношение. Обладая несомненными преимуществами, она все же остается довольно сырым продуктом, имеющим определенные ограничения (версия на данный момент 0.10.4). Из позитивных аспектов следует выделить:
- Низкий порог вхождения. Язык DSL интуитивно понятен.
- Удобство контроля над UI элементами в коде — намного выше, чем при использовании стандартных средств Android.
- Скорость инициализации UI элементов — она возрастает в разы.
- Декомпозиция, модульность, переиспользование.
Негативные моменты:
- Необходимость изучать новую технологию с нуля — некоторые элементы будут казаться более сложными, чем в XML.
- Реализация UI элементов происходит вслепую. Для того чтобы видеть изменения, необходимо установить плагин, однако и с ним вам придется всякий раз пересобирать проект.
- Некоторые свойства, доступные в XML, недоступны в коде.
- Построение кастомных UI элементов требует глубоких знаний (а иногда и вовсе невозможно без специальных XML свойств).
Основываясь на собственном опыте, мы можем сказать, что Anko — довольно полезное и эффективное решение. Взвесив все плюсы и минусы, наша Android команда переключилась именно на эту библиотеку. А вы работали с Android Anko? Каково ваше мнение? Поделитесь им в комментариях. Если же у вас остались вопросы, пишите нам напрямую.